Казалось бы, причём тут Александр Дюма? Всё дело в том, что он был близко знаком с семьёй Марии. Когда ей было года 3-4, он даже предложил ей выйти за него замуж.
С другой стороны, он провёл тщательный анализ её детства и юности, размышляя о том, что могло привести к такому трагическому финалу. И анализ этот был детален по самое не могу. Он подробнейшим образом расписал биографии её дедов и бабушек, родителей и тётушек с дядюшками, сестёр и племянников. Зачем? Можно было запросто эту информацию сократить. Только читатель запоминает имена целой когорты девиц, как они выходят замуж и у них меняются фамилии. И теперь опять нужно запоминать кого как зовут. Кроме того, Дюма не поленился написать о себе и о каких-то абсолютно левых личностях. Посреди этого океана лишней информации периодически всплывают выдержки из дневника Марии. Читая их, мы понимаем, что она могла бы стать неплохой писательницей.
До брака с Шарлем Лафаргом Марии в девичестве Каппель предлагали выйти замуж два раза. Первый раз она отказалась из-за того, что предложение было сделано не напрямую. Второй юноша не подошёл по происхождению. Кстати он спойлер
А потом явился этот поганый Лафарг, наврал о своём финансовом положении и подох спустя полгода. Ни капли не жалко этого козла!
Стоит сказать несколько слов об издании данного романа. В самом начале французский издатель приводит краткую хронику событий: арест Марии, расследование, судебные процессы. К сожалению, у него не получилось остаться объективным. Становится ясно, что этот человек свято верит в то, что убийцей является не Мария, а деловой партнёр её мужа. Поэтому, когда мы начинаем знакомиться с записками Дюма, который убеждён в обратном, возникает когнитивный диссонанс. Впрочем, каждый имеет право решать, кто совершил преступление.
Платиновый фонд цитат (в скобках указан автор):
(АД) В эту минуту в отношениях матери и дочери возникла глубокая трещина. Ох уж эти трещины, они так легко становятся рвами, а потом и бездонными пропастями.
(АД) Больше всего на свете его пленяли хорошенькие ножки, он даже составил коллекцию из изящных туфелек, достойных его восторга, и носил на груди кокетливый атласный башмачок, принадлежавший его очередной возлюбленной. Таки вы можете себе такое представить?
(МЛ) Мне представлялось,что, отказавшись от своих мечтаний, я сожгу лучшие страницы в книге своей судьбы, торопясь добраться до последней страницы.
(АД) Нет ничего опаснее дружеского союза, заключённого между девушкой и молодым человеком. Дружба противоположных полов — всегда маска, её снимает либо тот, либо другой, чтобы открыть влекущее лицо любви. Ну, да, конечно!
(АД) Вы красивы своей красотой, красотой страдания — вы бледны, вы печальны.
(АД) Вместо того чтобы подчиниться обществу, укладу, правилам, долгу, вы восстаёте против всего, что кажется вам пошлым и глупым, иными словами, против общества в целом.
(АД) Безумие витает над ней, задевая иной раз своим крылом её рассудок.
(МЛ) Дверь из моей камеры откроется только в могилу.
(МЛ) Время течёт, и капля за каплей отмывает добела поруганную честь жертвы; время вызывает свидетелей на очную ставку со смертью, оно выспрашивает их, усадив на гробовую доску вместо скамьи подсудимых.
(МЛ) Нищета — проказа, изъязвляющая не только тела, но и души. Могу добавить, что и о богатстве можно так сказать.
(АД) Слово обладает великим могуществом, но убеждать оно может только тогда, когда убеждён говорящий.
(АД) Ничто не бессмысленно в той гигантской машине, частичками которой мы все являемся, начиная от Солнца, чей диаметр в тысячу двести раз превосходит диаметр Земли, и кончая инфузорией, едва видной в мощный микроскоп, всё нужно в этом мире.
(АД) Любовь возносит нас на небо, ненависть помещает в ад. А не наоборот?
(МЛ) Счастливые, смерть оклеветали вы. Испугавшись освобождения, вы пытаетесь уничтожить деву могил. Вы одеваете её в гробовой саван. Вы говорите: крылья её черны, взгляд ужасен — он убивает наши радости! Ложь. Клевета. Смерть — отдохновение, покой, награда, она — путь на Небеса, где все наши слёзы сосчитаны. Смерть — добрый ангел, врачующий от жизни все страждущие души, все разбитые сердца. Дева могил
(МЛ) Нужно оказаться без книг, чтобы оценить в полной мере их сладостное общество — всегда разнообразное, всегда новое, всегда отвечающее напряжению наших мыслей. Так и есть!
Кстати, русские в этой книге тоже плохие. А вы как хотели?